Ноя 30 2010
Урок истории
«Урок истории с позиции компетентностного подхода»
Учиться – значит овладевать
собственными возможностями.
Историческое образование сегодня – один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. История сегодня находится в состоянии кризиса методологии. Историки оказались перед выбором: либо заменить одну парадигму на другую, либо вообще отказаться от каких – либо концепций и пересказывать историю с точки зрения существования равноправных подходов, основанных на исторических фактах.
Существует ряд проблем в практике преподавания истории: отсутствие концепции о целях изучения истории в школе, многообразие интерпретаций исторических фактов, подавление методики преподавания историческим содержанием, противоречие выбора содержания обучения в рамках существующего стандарта обучения, в том числе и ЕГЭ.
История – особая образовательная дисциплина. Цель исторического образования — формирование исторического мышления как набора мыслительных и поведенческих стратегий ученика, которые дополняют привычные знания, умения, навыки. Они включают предметно-содержательный и методический компоненты урока. Тактика формируется самим учеником, благодаря возможности реального выбора из некоторого набора вариантов объяснения и понимания исторических событий. Это означает способность ученика найти свою интерпретацию исторического события.
Не менее важен для автора и вопрос о содержании обучения. Необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся усваивали не только систему научных понятий, но и способы их получения, что в конечном итоге дает возможность не просто формировать определенные знания, но и обеспечивать развитие личности, самостоятельность ее мышления.
Если мы зададимся вопросом: «Что важнее сегодня – знания или творческие умения?» Ответ может быть только один: «Современному человеку важны и знания, необходимы и умения». Проблема лишь в том, в каком объеме нужны каждому из нас знания по различным предметам школьного курса и каково их применение. Что представляет основу для практической жизни человека – знания или функциональная грамотность?
Знания – это относительно полная информация о какой-либо системе, хранящаяся в кратковременной памяти человека.
Функциональная грамотность – это умение заниматься творческой деятельностью в различных направлениях. Скорее всего, убежденность в знаниях (компетентность), т.е. знаний, осмысление которых происходит на основе их применения для выполнения творческих заданий, переведенных в долговременную память. У учащихся необходимо формировать и развивать научные убеждения, а знания являются лишь промежуточным этапом в этом процессе. В чем особенности логики развития научных убеждений? Рассмотрим следующую схему:
|
Чувственный опыт Первоначальное представление
|
Знания и репродуктивные Теоретические навыки
умения
|
Продуктивные Практические навыки
знания и умения
|
Коррекция знаний, Убежденность,
исследовательских компетентность,
умений и навыков мировоззрение
Изучение информации начинается с ее восприятия при помощи чувственного опыта. Первоначальное ознакомление с изучаемой информацией позволяет сформировать у учащихся общие представления об изучаемой системе.
Возникает проблема – представления не могут долго храниться в кратковременной памяти ученика, а его задача – не только сохранить, но и перевести их в долговременную. Для решения этого применяются условные копии изучаемой информации: рисунки, схемы, таблицы, опорные конспекты и др. Учитель должен дать возможность каждому ученику использовать, например, конспект столько времени, сколько ему необходимо для запоминания учебной информации.
Другая проблема: как обеспечить запоминание и ретрансляцию знаний к следующему уроку. Обеспечить усвоение материала можно в том случае, если учитель предлагает ученикам алгоритм запоминания. Отсутствие таких алгоритмов консервирует работу учителя и превращает ее в сплошную нервотрепку. Существуют две крайности: либо дети «зубрят» все подряд, а таких учеников меньшинство, потому, что все заучить невозможно, либо ученики перестают готовиться к урокам и начинают повально списывать друг у друга.
Репродуктивная деятельность – это выполнение заданий с помощью изученных правил или по алгоритму учителя. Она направлена на закрепление представлений в кратковременной памяти, формирование знаний и умений, но не переводит их в долговременную память. Репродуктивные задания выполняются с помощью изученных закономерностей. После ознакомления с ними, учащиеся выполняют задания до того момента, пока у большинства не будет сформировано умение его выполнять. Как это проверить? Необходимо включить обратную связь. Те ученики, у которых уже сформировано репродуктивное умение, приступают к выполнению творческих заданий, а те, у кого они отсутствуют, продолжают выполнять эти задания.
В течение учебного года ученики изучают большое количество исторических событий, и даже если, учитель регулярно проводит уроки обобщения, все равно учащиеся помнят далеко не все изученные факты, не говоря уже о материале, который изучали в предыдущие годы. Как же обеспечить закрепление изученного материала? Для этого необходимо составлять и регулярно дополнять алгоритм выполнения репродуктивных заданий. Они могут быть записаны в виде схем в рабочей тетради, многократное применение которых обеспечивает их непроизвольное запоминание. Параллельное выполнение репродуктивных и творческих заданий необходимо для систематического развития репродуктивных и творческих умений.
Учебно-творческая деятельность – это выполнение учащимися творческих заданий, имеющих новизну, что способствует переводу знаний в долговременную память и формированию практических навыков. В процессе этой работы учащиеся убеждаются, что изученная информация помогает решать практические, творческие задания. Для этого необходимо использовать не только творческие задания, но и задания на выбор и анализ необходимой информации, установление причинно-следственных взаимосвязей, поиск и решение проблемы, анализ закономерностей). В учебной деятельности используются следующие виды практических заданий:
- моделирование (текстовое, графическое, техническое) ;
- конструирование;
- проектирование;
- исследование;
В чем особенности технологии применения практических заданий?
— практические задания применяются параллельно с репродуктивными и творческими;
— постепенное увеличение уроков, направленных на обучение учащихся конструированию, проектированию и исследованию учебного материала;
— изучение отдельных тем в старших классах по технологии проектирования, конструирования и исследования;
Какие виды творческих заданий необходимо применять на уроках, чтобы комплексно формировать интеллект ребенка — мозговой штурм, метод контрольных вопросов, метод решения творческих задач путем поиска аналогов, метод изучения и сравнения локальных объектов.
Научно-творческая деятельность – это работа учащихся с научно-популярной литературой и проведение возможных мини теоретических исследований. Она предполагает реферирование материалов по выбранной или изучаемой теме.
Исследовательские задания. Как уже было сказано выше, изучение каждой темы должно заканчиваться этапом научной творческой деятельности учащихся — обучение учащихся методам научных исследований на уроках. Они проводят свои первые исследования и оформляют результаты в виде учебных работ, докладов, презентаций, зашиты проектов. Важнейшая задача учителя – сформировать у своих учеников потребность к творческой деятельности, причем не имеет значения то, чем будет заниматься ученик, важно то, как он будет это делать (репродуцируя опыт других или высказывая свое суждение).
Изучение любого предмета должно начинаться с учебных умений воспринимать, структурировать, преобразовывать и запоминать информацию. На протяжении всех лет обучения в школе эти умения должны постоянно развиваться, только в этом случае можно рассчитывать на успех в учебной деятельности.
Теория может обеспечить высокие результаты обучения лишь при условии, если учитель не только хорошо знает предмет, но и умеет подать его на уроках. Необходимо учитывать, по крайней мере, две вещи: структуру урока и способы осуществления урока. Для этого необходимо изменить дидактическое оснащение урока так, чтобы ученик сам включался в решение учебных задач и самореализовывал себя в рамках классного коллектива. Поэтому:
— учебная деятельность должна осуществляться как процесс.
Учитель при этом трансформирует материал в проблемно-учебную цепочку, оценивает готовность сторон к диалогу, осуществляет режиссуру ролевых взаимодействий.
— нахождение собственного индивидуального стиля педагога.
Это эмоционально-импровизированный стиль общения, который предполагает артистизм, контакт, коммуникабельность, что создает благоприятный психологический климат на уроке, способствует пробуждению интереса к изучаемому предмету и высокой познавательной активности учащихся.
— освоение исторического материала несколькими способами (подходами), прежде всего исследовательскими, когда учебный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров, а ученик находится в положении исследователя, первооткрывателя.
Технологичность такого подхода в преподавании истории включает в себя:
— дидактическую цель поисково-исследовательской деятельности
организация учебного исследования как освоение учащимися нового опыта.
—предметно-содержательный материал исследования
подготовленный учителем учебный материал и материал, привлекаемый учеником.
Изменение коммуникативной ситуации превращает ученика из потребителя информации в ее переработчика и транслятора. Результатом этой работы является не конечная информация, а усилие по ее добыванию и передаче.
Таким образом, наряду со знаниями, умениями, навыками, результатом обучения становится рефлексивно-осмысляемый опыт поисковой деятельности, при этом, определяющая цель отбора содержания – мотивация учащихся к самостоятельной работе.
Поэтому, представляется возможным следующая методика построения урока.
- Определение цели урока.
- Постановка задач урока.
- Учет используемых методов мотивации.
- Определение характера учебной проблемы.
- Проектирование процесса взаимодействия учителя и ученика.
- Анализ проблемы и пути ее решения.
- Ознакомление учащихся с новой информацией, построение ее моделей, схем, таблиц, конспекта.
- Формирование знаний и умений учащихся в ходе репродуктивной деятельности.
- Применение различных приемов и методов активизации учебной работы на продуктивной поисково-познавательной деятельности.
- Рефлексия обратной связи, оценка активности и эффективности трудозатрат учащихся на уроке.
Выстраивая урок, необходимо определить не только, какие знания будут усвоены учеником, но и на каком уровне они могут быть усвоены. В этом смысле мы понимаем сущность компетентностного подхода в обучении:
3 уровень:
применение знаний
2 уровень: на практике
применение знаний по образцу
1 уровень:
Индивидуальная траектория ученика/учителя
восприятие, осмысление,
запоминание уровень ЗУНов и
обретение умений путем тренировки навыков
формула – ОБРАЗОВАНИЕ= ЗНАНИЕ ТЕОРИИ+ОПЫТ
уровень ЗУНов:
формула – ОБРАЗОВАНИЕ = ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ТЕОРИИ
ОБРАЗОВАНИЕ =
ЗНАНИЕ + ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ + ЛИЧНАЯ ЗРЕЛОСТЬ
( СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ)
Гражданская позиция
Таким образом, говоря о наборе ключевых компетенций как совокупности знаний, умений, навыков и практического опыта деятельности учителя и ученика, необходимых для осуществления продуктивной деятельности, мы выделяем:
(см. схему)
- Способы деятельности ученика в заданной предметной сфере;
(ценностно-мировозренческие, общекультурные, учебно-познавательные, информационно-коммуникативные)
- Критерии профессиональной деятельности учителя;
(компетентность в педагогической деятельности, в сфере педагогического общения, профессиональная зрелость учителя)
Поэтому, важнейшей целью является воспитание гражданина, личности, обладающей нравственными качествами и способной к самореализации в условиях современной российской действительности. Условиями для осуществления этого является создание возможностей для реализации творческого потенциала учащихся, уровень готовности и мотивации учителя и ученика, личность учителя, его общая культура и профессиональная компетентность. Критериями оптимальных условий обучения должен стать профессионализм учителя и эффективность его работы.
Оставить комментарий
You must be Войдите, чтобы комментировать.